Многие современные автомобили оснащаются системами впрыска топлива.
Состояние форсунок - неотъемлемой части системы впрыска - во многом
определяет эффективность работы двигателя. Впрыск топлива имеет
неоспоримые преимущества по сравнению с карбюраторным принципом
смесеобразования. В первую очередь, это более точное дозирование
топлива, а следовательно, большая экономичность и приемистость
автомобиля и меньшая токсичность отработавших газов. Однако основная
исполнительная деталь системы впрыска - форсунка - работает в тяжелых
условиях и поэтому весьма требовательна к обслуживанию.
Общие понятия Форсунка (инжектор) - управляемый
электромагнитный клапан, обеспечивающий дозированную подачу топлива в
цилиндры двигателя. Существуют форсунки для центрального
(одноточечного, моно) и для распределённого (многоточечного) впрыска.
Блок управления - электронный блок, управляющий системой впрыска, в
частности работой форсунок.
Устройство и принцип работы Топливо подаётся к форсунке под
определённым (зависящим от режима работы двигателя) давлением.
Электрические импульсы, поступающие на электромагнит форсунки от блока
управления, приводят в действие игольчатый клапан, открывающий и
закрывающий канал форсунки. Количество распыляемого топлива
пропорционально длительности импульса, задаваемой блоком управления.
Форма и направление распыляемого факела играют существенную роль в
процессе смесеобразования и определяются количеством и расположением
распылительных отверстий.
Расположение, классификация и маркировка форсунок Центральный
впрыск - В общий впускной трубопровод топливо впрыскивается одной
форсункой (или двумя как на Хонде), которая устанавливается перед
дроссельной заслонкой, в месте, где "должен стоять карбюратор", и
характеризуется низким сопротивлением обмотки электромагнита (до 4-5
Ом).Распределённый впрыск - Отдельные форсунки осуществляют впрыск
топлива во впускные трубопроводы каждого цилиндра. Они располагаются у
основания впускных трубопроводов (у корпуса головки блока цилиндров) и
отличаются относительно высоким сопротивлением обмоток электромагнитов
(до 12-16 Ом). Или меньшим, но с дополнительным блоком сопротивлений.
На некоторых автомобилях последнего поколения топливо подаётся
непосредственно в камеру сгорания (непосредственный впрыск). Форсунки
таких двигателей отличаются высоким рабочим напряжением электромагнита
(до 100 В).В маркировке форсунок может отражаться фабричная (торговая)
марка или название; каталожный номер или наименование; номер серии.
Основные признаки и причины неисправности форсунок Состояние
форсунок существенно влияет на работу двигателя. Основными признаками
их неисправности бывают: недостаточная мощность, развиваемая
двигателем; рывки и провалы при увеличении нагрузки на двигатель;
неустойчивая работа на малых оборотах; повышенная токсичность
отработавших газов. Наиболее распространенной неисправностью форсунок
является их загрязнение. Они расположены в зоне воздействия высоких
температур. Следствие этого - закоксовывание содержащимися в топливе
(особенно низкокачественном) смолами, образование на форсунке твердых
отложений, перекрывающих (частично или полностью) распылительные
отверстия и нарушающих герметичность игольчатого клапана. Кроме того,
общее загрязнение элементов топливной системы (бака, трубопроводов,
фильтра и т.д.) приводит к засорению частичками шлама каналов и фильтра
форсунки. Основным способом восстановления нормальной работоспособности
форсунок является их промывка.
Промывка форсунок Эта операция подразумевает удаление
(вымывание) накопившихся загрязнений из системы. К основным способам
промывки форсунок относятся:
промывка специальными присадками к топливу;
промывка без демонтажа форсунок с двигателя с помощью специальной
установки;
промывка на ультразвуковом стенде с демонтажом форсунок с двигателя.
Промывка с помощью присадок к топливу отличается простотой и
заключается в периодическом (каждые 2-3 тыс.км) добавлении в топливо
специальных препаратов. Это позволяет промывать не только сами
форсунки, но и всю топливную систему. Данный способ эффективен при
регулярном удалении небольших загрязнений и носит, скорее,
профилактический характер.
Внимание! Удаление застарелых отложений подобным методом может привести
к прямо противоположному результату: большое количество шлама, смытого
моющей присадкой со стенок топливной системы, засоряет трубопровод,
топливный фильтр, а иногда и сами форсунки, окончательно выводя их из
строя.
Промывка форсунок с помощью специальной установки без их демонтажа
заключается в работе двигателя на специальном промывающем топливе
(сольвенте). Для этого отключается штатный топливный насос автомобиля и
магистраль слива топлива в бак (обратка), а топливопровод системы
впрыска соединяется с установкой, имеющей резервуар с сольвентом,
который под давлением подаётся на форсунки. Процесс делится на
несколько этапов. Сначала двигатель работает в течении 15 минут в
режиме холостого хода. Затем его останавливают на 15 минут для
размягчения особо стойких отложений. Потом двигатель снова запускается
и работает 15 минут в режиме периодического увеличения оборотов до их
максимального числа. Заключительным этапом промывки является
восстановление соединений штатных топливопроводов и работа двигателя на
бензине в течении 30 минут. Подобную промывку рекомендуется проводить
через каждые 15-20 тыс. км пробега.
Промывка на ультразвуковом стенде с демонтажом форсунок применяется в
качестве крайней меры для удаления больших затвердевших отложений,
когда первые два способа не приводят к желаемым результатам. Принцип
действия таких стендов основан на разрушении отложений погруженной в
специальный моющий состав форсунки с помощью ультразвука. Кроме того,
стенды, как правило, позволяют точно оценить производительность и
качество распыла форсунки.
Общие рекомендации Старайтесь избегать заправок топливом на
сомнительных АЗС. Использование качественного бензина продлит срок
службы инжектора. Соблюдайте рекомендуемые сроки замены топливного
фильтра.
|
|
|